Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

социологическое направление

Лингвистика

Социологи́ческое направле́ние -

совокупность течений, школ и отдельных концепций, трактующих язык прежде всего как социальное явление, как

средство общения людей, связанное с их общественным положением, сферой

занятий, образованием и т. п. В этом плане работы в области социолингвистики относятся к С. н. Однако термин

«С. н.» применяется преимущественно к зарубежной лингвистике - системе

взглядов на язык как социальное явление, возникших в виде реакции на

индивидуалистический психологизм младограмматизма, а также в противовес взглядам

представителей идеалистической неофилологии (К. Фосслер и другие; см. Эстетический идеализм в языкознании).

С. н. оформляется на рубеже 19 и 20 вв., хотя социальная природа

языка была отмечена ещё Дж. Локком, Дж. Вико, французскими

энциклопедистами, В. фон Гумбольдтом и создателями этнической

психологии (В. Вундт, Г. Штейнталь). Общественная сущность языка и

необходимость историко-материалистического подхода к языковым явлениям

подчёркивались в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. Маркс К., Энгельс Ф. о языке, Ленин В. И. о языке).

С. н. складывается во Франции (см. Французская социологическая школа), в Швейцарии

(см. Женевская школа) и в США

(У. Д. Уитни, Э. Сепир и другие); некоторые взгляды С. н. разделяли

учёные Норвегии (А. Соммерфельт), Великобритании (Дж. Р. Фёрс и лондонская школа), Чехословакии (см. Пражская лингвистическая школа) и других

стран. Представители С. н. определяют язык прежде всего как средство

общения, затем как орудие формирования мышления, а также способ

выявления эмоций. Основной, таким образом, считается коммуникативная

функция языка, признаётся системный характер языка (см. Система языковая) и знаковая природа его единиц

(см. Знак языковой, Знаковые теории языка). Учитываются также

результаты исследований психологии и социологии, развивающихся

одновременно с С. н.

Однако, относя язык к социальным явлениям, зависящим от жизни

общества, в котором он используется, сторонники С. н. во Франции эти

социальные явления первоначально рассматривали в духе социологии Э.

Дюркгейма - как существующие над обществом и навязываемые отдельным его

членам. Причины языковых изменений объяснялись только как результат

изменений в обществе, пользующемся языком (А. Мейе), или воздействием

противоречий между усложняющимися формами общения и стремлением к

экономии языковых средств (Уитни и другие). В США язык трактовался как

историческое наследие коллектива, которое предшествовало становлению

материальной культуры, а с её возникновением и развитием продолжало

сопутствовать ей: «Культуру можно определить как то, что данное

общество делает и думает. Язык же есть то, как думают» (Сепир).

Впоследствии эти идеи легли в основу теории этнолингвистики (см. также Неогумбольдтианство) и так называемой

антропологической лингвистики в США, а также частично использованы

зарубежной социолингвистикой. Идеи С. н. соотносимы с некоторыми

положениями философии языка, развиваемыми английскими философами

(Л. Витгенштейн, Дж. Остин и другие; см. Логическое направление, Лингвистическая философия).

Взгляды на язык как средство общения и его социальную природу

разделялись и русскими языковедами начиная с 18 в., вслед за

М. В. Ломоносовым. Некоторые положения С. н. были созвучны также

взглядам советских учёных, исследовавших с 20-30‑х гг. социальную

природу языка, определение языка как социального явления давалось ими с

позиций марксистской философии (труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина,

В. М. Жирмунского, Р. О. Шор и других; см. Язык и общество). Идеалистические основы

зарубежного С. н. подвергались советскими языковедами критике за

ошибочность определения языка с позиций дюркгеймианской социологии и

идеалистической эстетики Б. Кроче, за попытки объяснить причины языковых

изменений исключительно социальными причинами (например, трактовать

расширение значений слов только как переход от использования слова в

каком-либо из значений в узких сферах к общему употреблению) и

устанавливать общие формулы изменений (например, фонетических) на основе смены типов цивилизации,

за понимание нации как наличия у определённого коллектива «воли к

единству» (Мейе), за изучение языков американских

индейцев как антропологических курьёзов, а не с позиций изучения

процессов формирования языков у разных народов и др. Отдельные идеи

представителей С. н. были некритически восприняты так называемым «Новым учением о языке» (Н. Я. Марр) и

послужили основой для вульгаризации марксизма (идеи об изначальной

классовости языка, о смешении, т. е. скрещивании, языков как главном факторе языкового

развития и др.).

Важное место в работах представителей зарубежного С. н. занимало

изучение диалектов: территориальных, как

свидетельства исторического развития языков, и социальных, как

отражения классового и профессионального расслоения общества.

Исследовалось взаимодействие этих двух типов диалектов с национальным

языком в процессе его становления и развития. Изучение территориальных

диалектов на рубеже веков легло в основу формирования диалектологии и лингвистической географии, а социальные диалекты

позже стали объектом социолингвистики.

Косвенно с С. н. связано становление структурной антропологии,

изучающей соотношение социальных и языковых структур в процессе

развития мышления на разных ступенях этногенеза (Л. Леви-Брюль,

Б. Малиновский, К. Леви-Строс). В ранних работах представителей С. н. в

центре внимания были проблемы истории языков и диалектов, соотношения

языка и культуры, языковых и социальных структур. С 50‑х гг. началось

изучение функционирования языка в разных ситуациях общения: в

предписанных обществом формах и нормах поведения, в общественных и

религиозных церемониях, при выражении радости, горя, дружбы и вражды во

взаимоотношениях людей разных рангов и т. п., стали исследоваться

речевые особенности средств массовой коммуникации и их воздействие на разные социальные

слои населения (стиль общественных выступлений, пропаганды, рекламы и

т. п.), а также процессы овладения языком детьми и отражение в речи

индивида условий его происхождения и воспитания и др. Эта

проблематика С. н. получила дальнейшее развитие в

социолингвистике.

Лафарг П., Язык и революция, пер. с франц., М.-Л.,

1930;

Сепир Э., Язык, пер. с англ., М.-Л., 1934;

Вандриес Ж., Язык. Лингвистическое введение в историю, пер.

с франц., М., 1937;

Мейе А., Введение в сравнительное изучение индоевропейских

языков, пер. с франц., М.-Л., 1938;

Жирмунский В. М., Марксизм и социальная лингвистика, в кн.:

Вопросы социальной лингвистики, Л., 1969;

Соссюр Ф. де, Курс общей лингвистики, в его кн.: Труды по

языкознанию, пер. с франц., М., 1977;

Слюсарева Н. А., Проблемы социальной природы языка в трудах

французских лингвистов, в кн.: Теоретические проблемы социальной

лингвистики, М., 1981;

см. также литературу при статьях Французская социологическая школа, Социолингвистика.

Н. А. Слюсарева.

Полезные сервисы